Что такое компромисс
Что такое компромисс
Добрый день, дорогой читатель или читательница,
Очень рада Вас приветствовать на страничках моего блога.
Сегодня решила пополнить рубрику Переговоры. И говорить мы будем о компромиссе.
Каждый день мы ведем переговоры: дома, на работе, в магазине, с друзьями и родственниками и т.д. И чаще всего эти переговоры могут заканчиваться несколькими вариантами:
1. Вы побеждаете в переговорах,
2. Вы уступаете (при этом нельзя сказать, что проигрываете, но об этом позже)
3. Вы находите компромисс.
Что же такое компромисс и зачем он нам нужен?
Для начала давайте заглянем в толковый словарь русского языка и выясним, что это за зверь такой)
Большой толковый словарь русского языка.
Гл. ред. С. А. Кузнецов.
Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
Публикуется в авторской редакции 2009 года.КОМПРОМИСС, -а; м. [лат. compromissium] Соглашение на основе взаимных уступок. Пойти на к. Достигнуть компромисса в переговорах. Идти на к. со своей совестью (отступать от своих принципов). <Компромиссный, -ая, -ое. К-ое решение. К-ая резолюция.
Другими словами, компромисс – это нахождение общих точек соприкосновения и решение сложной, спорной ситуации путем договоренностей обеими сторонами, причем со взаимной выгодой.
Для чего нужен компромисс в переговорах?
Если говорить о деловых переговорах, то как вам будет известно, любая сторона сначала выдвигает наиболее выгодные для себя условия, которые зачастую не учитывают положение контрагента. В процессе переговоров эти условия, как правило, смягчаются, будь то цена, условия поставки, сроки изготовления и т.п. При этом обеим сторонам бывает выгодно найти взаимовыгодные условия для сотрудничества. Поэтому достигать компромисса в деловых переговорах – это обычная практика.
Например, идет обсуждение цены на поставку партии товаров и других условий.
- Очень хорошо, что вы готовы дать нам скидку в 5%. Это, безусловно, продвигает нас к заключению договора, мы почти согласны работать с вами. Вот если бы вы к этому добавили еще и бесплатную доставку и предложили нам рекламную поддержку, мы бы, вне всяких сомнений, подписали договор именно с вами. Правда, вам придется еще, и взять на себя обязательства по складскому помещению.
- Позвольте, но относительно доставки мы уже договорились — ее оплачиваете вы. Именно с учетом этого обстоятельства я и предложил вам скидку в 5%. Одно без другого невозможно. Что же касается вопросов рекламной поддержки и обязательств по складскому запасу — это необходимо обсуждать отдельно. Вы согласны со мной?
- Да. конечно, давайте обсудим вопросы по складу и рекламной поддержке отдельно/чуть позднее. Уверен, что ваша компания заинтересована в реализации своей продукции, поэтому мы сможем найти взаимовыгодное решение в вопросе рекламной поддержки.
- Да, Вы правы, наша компания всячески поддерживает и предоставляет необходимые материалы для продвижения продукта на рынок. Детали обсудим чуть позже.
и т.п.
Ведь если в деловых переговорах всегда “тянуть одеяло на себя” – то можно остаться “у разбитого корыта”. Безусловно речь не идет о монополистах, которые частенько закручивают гайки, однако, и на них есть управа)
Если говорить о бытовых переговорах (о семейных то есть), то достижение компромисса является одним из наиболее цивилизованных способах избегания конфликта. Ведь если прийти к общему знаменателю и найти условия, удовлетворяющие обе стороны, то и конфликта не будет, а отношения останутся целыми и невредимыми.
Например, разговор с дочерью, 13 лет:
- Оля, наведи порядок в своей комнате!
- Мама, я не могу сейчас, позже.
- Почему ты не можешь сейчас?
- Потому что я занята другим делом.
- А что ты делаешь?
- Не скажу/неважно.
… назревает конфликт. Продолжаем спокойным голосом.
- Хорошо, это твое право не говорить. Скажи, пожалуйста, сколько времени тебе нужно, чтобы закончить свое дело?
- 2 часа.
- Понятно, тогда после окончания, ты наведешь порядок?
- Да.
– Ок, через 2 часа начнешь уборку, как и договорились, если нужна будет помощь – обращайся.
А ведь эта ситуация могла привести к ссоре, крикам, слезам. И как итог: у всех было бы испорчено настроение.
Как найти компромисс?
Как видно из предыдущего примера, найти компромисс можно с помощью вопросов. Необходимо задавать наводящие вопросы своему собеседнику, чтобы прояснить ситуацию и предложить взаимовыгодный вариант. Ведь очень часто мы не можем договориться только потому, что видим ситуацию только со “своей колокольни”, мы не ставим себя на место другого человека, и более того, даже не пытаемся узнать, что стоит за его словами, почему он так отвечает.
В бережливом производстве есть такая методика – “5 почему”.
Это когда на одну проблему нужно задать 5 раз вопрос “почему” для нахождения истинной причины проблемы. Мы же в отношениях с другими людьми не всегда задаем хотя бы один вопрос. Какие вопросы могут помочь понять собеседника? Ну, например:
- А почему ты так решил?
- Что движет вами при принятии данного решения?
- А что вы имеете ввиду, говоря что вы не успеваете выполнять заказ в срок?
- Правильно ли я понимаю, что вы не можете предоставить вышеназванные условия в связи с …?
Суть, я думаю, ясна.
Всегда можно найти компромисс во время переговоров. Главное, всегда находиться в спокойном уравновешенном состоянии (об этом необходимо задуматься еще на стадии подготовки к переговорам), аргументировать свои предложения, выяснять причину того или иного ответа. Именно тогда вы всегда сможете предложить своему оппоненту вариант, выгодный обеим сторонам.
Уважаемый читатель, подпишитесь на обновления блога!
Спасибо за внимание, успехов в переговорах!
До встречи в следующих статьях,
Ваша Анастасия Захарова)
Здравствуйте.
Очень полезная и интересная статья!
Спасибо Вам за эту информацию.