История визитной карточки
Визитная карточка- небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
История возникновения визитных карточек достаточно интересна и противоречива (в части века появления и страны- “первопроходца”).
Первоначально визитные карточки назывались визитным билетом.
Первые визитки появились в Китае примерно в III веке н.э. Указом Императора правительственным чиновникам было вменено в обязанность иметь визитки с указанием имени и должности. Визитки государственного образца изготавливались из красной бумаги с каллиграфическим написанием текста чёрной тушью только имя, фамилия и должность.
В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции, самые ранние визитные карточки датируются 1731 г.
Во Франции они появились в XVII в., во времена Людовика XIV. Естественно, первыми обладателями визиток стали дворяне и богатые люди. Известно, что в этот же период германские студенты (город Падуя) перед отъездом на каникулы оставили преподавателям красочные миниатюры фамильные гербы со своею подписью и датой вручения.
В истории возникновения визитных карточек появляется Япония- там визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70-х гг. прошлого века,
Российские визитки вошли в обиход во времена царствования Екатерины II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев.
В дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Прежде всего они были своеобразным свидетельством визита. Так, например, извещая о своем возвращении, принося благодарность и т.д., необходимо было явиться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяев оставлялась визитная карточка. Практичны и удобны были визитные карточки, имеющие на четырех углах начальные буквы обозначений различных случаев, которые могли быть причиной посещения. Например, “п”- означало поздравление, “о” – отъезд и, следовательно, прощальный визит, “ж” – желание осведомиться о состоянии здоровья, “в”- возвращение из длительной поездки. Загибался угол, где находилась буква, означающая цель визита.
В молодой Советской Республике визитки были объявлены “пережитком прошлого” и фактически вышли из употребления. Однако, через непродолжительное время они появились вновь в среде государственных чиновников и артистической элиты. Изготовление визиток, как и вся полиграфия, находилось под неусыпным контролем государства. Для того, чтобы заказать тираж визиток необходимо было её “залитовать” – получить письменное разрешение на изготовление визиток в “компетентных органах”.
Еще одним не мало важным правилом русской визитки“ стало: одинаковый размер, полный отказ от какой-либо изысканности и пышности.
“Второе дыхание” визитных карточек в России началось с бурным развитием экономики в 60-х годах XX века. Визитки начинают заказывать в типографиях, пишут от руки, рождаются фирменные стили. Первоначально визитные карточки имела “верхушка” власти. Но с приходом демократии “эта роскошь” становится доступной для всех.
А в конце XX века начинается новый виток украшательства: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, золочение обрезов, вырубка. Даже специальные конвертики для визиток.
В следующей статье рассмотрим правила разработки визиток.
Ваша Анастасия Захарова
Интересная история, спасибо!
Да, “молодая советская республика” здорово отбросила нас назад и отгородила от всего мира. Теперь НАМ приходится пожинать уроки дикого капитализма